09. Инклюзивное образование
Инклюзивное образование означает, что все дети вне зависимости от их этнической принадлежности, физических и ментальных особенностей включены в общую систему образования и учатся с ровесниками в обычных школах по месту жительства. При этом специализированные школы не должны закрываться — просто у родителей появляется реальный выбор, какую систему обучения предпочесть для ребенка.
Суть инклюзивного образования – внедрение ребенка с ОВЗ в нормальную среду, чтобы он мог получать не только знания, но и социальный опыт, принимать участие в коллективной внеурочной деятельности, общаться с детьми, не имеющими проблем со здоровьем.
Главная идея инклюзивного обучения – акцент на ценности и уникальности каждого человека, внедрение в сознание детей мысли о том, что любой из них, несмотря на индивидуальные особенности, может учиться, общаться со сверстниками, заниматься творчеством, физической культурой и спортом. Социум открыт для всех, и наличие инвалидности не является значимым препятствием для активной жизни людей с такими проблемами.
Учебное заведение должно создать определенные условия инклюзивного образования, позволяющее успешно решать вопросы физической, психологической и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.
- Дистанционное обучение детей с ОВЗ.docx
- Дорожная карта по обеспечению прав детей с ограниченными возможностями здоровья.pdf
- Модель инклюзивного образования.pdf
- Описание модели инклюзивного образования.pdf
Нормативно правовые документы, регламентирующие инклюзивное образование обучающихся
Федеральные документы
Скрытое содержимое
Региональные документы
Скрытое содержимое
Муниципальные документы
Локальные акты организации, регламентирующие инклюзивное образование обучающихся
- Положение о психологической службе
- Положение о СИПР
- Положение о системе оценивания детей с ОВЗ
- Положение об обучении на дому
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме
- План реализации инклюзивного образования
- Положение об инклюзивном образовании детей с ОВЗ и детей – инвалидов
- Положение о порядке проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ (в том числе с инвалидностью)
- Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану
- Положение о разработке и реализации АООП соответствующего уровня образования для обучающихся с ОВЗ
- Модель психологической службы
- Приказ о создании ППК
Контингент организации
Общее количество обучающихся - 1400 чел., из них обучающихся с ОВЗ 80 чел. (11,5%), с инвалидностью - 33 чел. (33,2%).
Среди обучающихся с ОВЗ есть обучающиеся:
- с нарушением речи – чел.,
- с задержкой психического развития – чел.,с нарушением слуха - чел.,
- нарушением опорно - двигательного аппарата - чел.
- с нарушением интеллекта - чел.
Формы организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ:
- с ОВЗ, имеющие тяжелые речевые нарушения, задержку психического развития, нарушения опорно - двигательного аппарата обучаются инклюзивно в общеобразовательных классах;
- обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучаются в отдельных классах /группах;
- дети–инвалиды, имеющие тяжелые заболевания, обучаются на дому.
Реализуемые основные общеобразовательные программы
- Образовательная программа основного общего образования (ФГОС ООО) 5–9 классы
- Образовательная программа среднего общего образования (ФГОС СОО) 10–11 классы
- АООП для обучающихся с умственной отсталостью (ИН) вариант 1
- АООП для обучающихся с умственной отсталостью (ИН) вариант 2
- АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2
- АООП ООО для обучающихся с задержкой психического развития
- АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2
- Образовательная программа начального общего образования (ФГОС НОО) 2-4 классы
Реализуемые дополнительные общеразвивающие программы различной направленности и дополнительные предпрофессиональные программы
- «Сильные, смелые ловкие» 2 - 3 классы
- «Сильные, смелые ловкие» 4 классы
- «Олимпийские игры» 5 - 9 класс
- «Баскетбол» 7 - 11 класс
- «Волейбол» 8 -11 класс
- «Волшебный квиллинг»
- «Робототехника. Робот манипулятор» 5 - 9 класс
Численность обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, получающих образование на дому (только в общеобразовательных организациях – ШКОЛАХ) (за последние 3 учебных года)
Обучающиеся, получающие образование на дому:
- 2020 – 2021 учебный год 9 чел./ 9 обучающихся имеют статус детей с ОВЗ и являются инвалидами.
По итогам учебного года 1 ребенок с НОДА (вариант 6.2.) по состоянию здоровья был переведен с надомного обучения на обучение в инклюзивный класс, 1 обучающийся с нарушением слуха (вариант 2.3.) – переведен с надомного обучения на обучение в инклюзивную группу на частичное инклюзивное обучение.
- 2021 – 2022 учебный год 7 чел./ 7 обучающихся имеют статус детей с ОВЗ и являются инвалидами.
- 2022 – 2023 учебный год 7 чел./ 7 обучающихся имеют статус детей с ОВЗ и являются инвалидами.
Все обучающиеся находятся на домашнем обучении по медицинским показаниям, поэтому численного изменения количества детей не произошло. Все обучающиеся являются инвалидами, их функциональное состояние отягощено различными соматическими заболеваниями, нарушениями поведения, коммуникативной, эмоционально - волевой и аффективной сфер.
Доступность образовательной среды организации для инклюзивного образования
В школе созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: крыльцо здания оборудовано пандусом. При входе установлены тактильные мнемосхемы с информацией о движении по кабинетам и данными о школе. Для вызова дежурного у главного входа установлена кнопка-звонок. Дверные проемы расширены в местах общего пользования, а также в классах для маломобильных учеников и посетителей. Пространство школы организовано таким образом, чтобы включать учебные кабинеты с автоматизированными и интерактивными рабочими местами, а также зоны отдыха. В учебном заведении предусмотрены все необходимые средства обучения и воспитания, включая специализированные, предназначенные для коллективного и индивидуального использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Оборудованы кабинеты дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, мастерские и кабинет социально-бытовой ориентировки. Все помещения укомплектованы дидактическими материалами и оборудованием, учитывающими возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Также в школе обустроена сенсорная комната для психологической разгрузки. Спортивная инфраструктура представлена залом адаптивной физической культуры, спортивными залами для уроков физкультуры, приспособленными для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, есть стадион и футбольное поле с искусственным газоном. Школьная библиотека оснащена рабочими зонами свободного доступа, читальным залом и книгохранилищем, а также медиатекой. В учреждении работает столовая на 1000 мест, где организовано питание с учётом потребностей всех категорий учащихся. Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным питанием при наличии подтверждающих документов. Деятельность по данному направлению осуществляет медицинский работник, закрепленный за учреждением на основании договора.
- Паспорт доступности
- Оборудование
Источник: https://vk.com/video-30558759_456241872
Служба психолого-педагогического сопровождения как структурный элемент организации, созданный локальным актом организации
Деятельность психологической службы общеобразовательной организации по созданию благоприятных условий для обеспечения образовательного процесса организована в соответствии с положением (приказ №___ от ________ года), и ее моделью, направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, снижение рисков их дезадаптации, негативной социализации.
Формами взаимодействия специалистов образовательных организаций, объединяющихся для сопровождения детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации являются:
- психолого- педагогический консилиум (ППк);
- совет профилактики;
- школьная служба медиации (примирения).
В соответствии с компонентами процесса сопровождения в учреждении определены формы и содержание работы специалистов сопровождения:
- психологическая поддержка и сопровождение обучающихся в проблемных и трудных жизненных ситуациях;
- диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, построении индивидуальной траектории образования обучающихся;
- создание условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии;
- психологическая поддержка в создании условий для духовно - нравственного воспитания обучающихся;
- психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей;
- проведение мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, асоциального, виктимного, суицидального и т.п.);
- профилактика насилия и защита детей от информации, наносящей вред их психическому здоровью и нравственному развитию;
- содействие развитию межкультурной компетенции и толерантности;
- психолого - педагогическое сопровождение процессов коррекционно - развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов по вопросам обучения, воспитания, поведения, развития.
Психолого-педагогический консилиум организации
С 2015 года в школе создан постоянно действующий психолого - педагогический консилиум, состоящий из специалистов, объединенных общими целями, реализующими психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (в соответствии с индивидуальной образовательной программой) и всех субъектов инклюзивной образовательной среды. (Приказ _______).
Целью работы консилиума является: выявление обучающихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, в развитии и социальной адаптации, имеющих отклонения в поведении, и своевременное направление их на ПМПК (в ситуации изменения образовательного маршрута или получения иной формы образования), а также комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся, в том числе в соответствии с рекомендациями ПМПК.
В состав психолого - педагогического консилиума входят:
- председатель ППк - заместитель руководителя организации;
- педагоги - психологи;
- дефектологи;
- социальный педагог;
- учителя - логопеды,
- педагоги, работающие в классе.
Заседания ППк проводятся не реже 1 раз в месяц по плану.
Существующая практика инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ в организации
Описание мероприятий, которые были организованы для формирования инклюзивной культуры (инклюзивных ценностей) за последние 3 года
Для социокультурной интеграции и формирования инклюзивной культуры в школе реализуются проекты:
2021 г. - «Радуга на крыльях», «Подари добро»
2022 г. - «Мы вместе», «Оранжевый колобок»
2023 г. - «Подари праздник», «Мечты сбываются»
Ежегодные проекты: «ШИК (школа интересных каникул)», «Таланты без границ», «Дом, в котором мы живем!», «Я смогу».
В соответствии с планом работы по инклюзивному образованию в течение года проводим воспитательные мероприятия, медийные и социально - образовательные акции («Уроки толерантности», «Ярмарка профессий», «День доброты»).
Ежегодно участвуем во всероссийской Декаде инвалидов. В рамках проектной деятельности развиваем волонтерское движение «Добровольчество».
Проводим семинары и круглые столы по обобщению опыта взаимодействия с людьми, имеющими особенности в развитии:
- семинар - практикум «Психолого - педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ»
- семинар - практикум для педагогов - психологов, классных руководителей, работающих с детьми с ОВЗ, в рамках работы РМО. «Организация психолого - педагогического сопровождения и индивидуальная работа с детьми с ОВЗ».
- семинар - практикум для логопедов, работающих с детьми с ОВЗ, в рамках работы РМО. «Выявление и коррекция речевых нарушений у учащихся начальных классов».
Развивается сотрудничество с центром психолого – медико – социального сопровождения, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями.
Расширяется пространство, в котором дети могут проявлять свою активность.
Увеличивается число родителей, включенных в учебно – воспитательный процесс.
- Мероприятия 2021-2022 гг.
- Мероприятия организованные для детей с ООП 2022-2023 гг
- Мероприятия по методическому сопровождению 2020-2021
- Мероприятия по методическому сопровождению 2021-2022
- Мероприятия по методическому сопровождению 2022-2023гг.
- План реализации проектной деятельности в условиях инклюзивного образования на 2023-2024 учебный год
Результаты реализации инклюзивной практики
Об эффективности реализации инклюзивной практики свидетельствуют следующие факты:
- ученики, родители, педагоги ежегодно реализовывают проекты разной тематической направленности;
- учащиеся с ОВЗ принимают активное участие в мероприятиях, спортивных соревнованиях и профессиональных конкурсах;
- в школе сформировано толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья за счет осуществления совместной деятельности;
- отмечается положительная динамика в повышении уровня компетенции родителей;
- расширяются возможности профессионального развития педагога.
- Программа "Одарённые дети" 2023-2028 гг.
Разработан навигатор коррекционной помощи семьям с детьми с нарушенным слухом
В Институте коррекционной педагогики разработан электронный ресурс, обеспечивающий информационно-педагогическую поддержку семей, воспитывающих детей с нарушенным слухом, а также специалистов, работающих с данными семьями.
Целью создания навигатора коррекционной помощи является предоставление родителям, а также специалистам информации по вопросам получения социальных услуг лицами с нарушенным слухом, особенностям планирования образовательного маршрута для ребенка с нарушенным слухом, советов и рекомендаций специалистов в соответствии с поставленным диагнозом.
Материалы сопровождаются инфографикой, а видеоряд переведен на жестовый язык и имеет субтитры.
Для формирования информационной компетентности родителей в отдельной вкладке собраны ссылки на методические материалы и образовательные программы (вебинары, лекции, видеоконсультации, мастер-классы) по вопросам воспитания и обучения детей с нарушенным слухом.
Источник https://edu.gov.ru/press/9319/razrabotan-navigator-korrekcionnoy-pomoschi-semyam-s-detmi-s-narushennym-sluhom/
Комментарии
Комментариев нет, оставить комментарий.